Нейтральные тона – белый, серый, бежевый, кремовый, оттенки «греж» и «тоуп» – часто становятся источником разочарований для любителей дизайна. Все дело в том, что их цветовые характеристики не так выражены, как у ярких цветов. Из-за этого они кажутся менее заметными, а их восприятие зависит от многих факторов.
Например, яркий синий всегда останется синим, даже если освещение изменится. А вот нейтральный серый может запросто «уйти» в лавандовый или болотно-зеленый, в зависимости от света, цвета окружающих предметов и даже от текстуры стены.
Поэтому нередко бывает, что идеальный скандинавский серый, выбранный в магазине, на стенах дома превращается в прованский лавандовый. То же самое может случиться с модным «грежем», который в интерьере нередко «превращается» в болотно-зеленый, а «тоуп» — в бежевый из 90-х.
Откуда такая непредсказуемость? Ответ прост: нейтральные цвета «плавают» в зависимости от контекста, в то время как яркие цвета более стабильны.
Что такое «нейтральные цвета»
Мы привыкли считать нейтральными цветами белый, черный и все оттенки серого. Они не имеют ярко выраженного тона, не входят в привычный цветовой круг, а составляют его ось, вокруг которой располагаются все остальные цвета.
В идеале в природе чисто белого, черного или серого не существует. Это всегда немного «затемненные», «осветленные» или «обесцвеченные» версии ярких цветов, например, красного, синего, бирюзового.
В интерьере же мы называем нейтральными целый спектр приглушенных, пастельных или темных цветов. Условно их можно назвать «нейтральными хроматическими цветами». Они отличаются от чистых цветов своей невыраженной тональностью.
Например, светло-серый с синеватым оттенком — это не просто серый, а осветленный и приглушенный синий. Но в повседневной жизни мы просто назовем его «серым с синеватым подтоном
Что такое «подтон»
Подтон – это едва заметный нюанс цвета, который «скрывается» в основном тоне. Например, в «травяном» цвете основным является зеленый, а желтый подтон добавляет ему теплоты.
Подтон играет важную роль в восприятии цвета, особенно когда речь идет о нейтральных оттенках. Именно подтон «определяет» принадлежность нейтрального цвета к той или иной цветовой семье.
Почему это важно? Зная подтон, вы можете создать в интерьере желаемую атмосферу.
Например, для холодной северной комнаты идеально подходят нейтральные тона с теплой «основой» — оранжевой, желтой или красной. Но помните, что в солнечной южной комнате тот же «нейтральный» цвет с красным подтоном может выглядеть слишком розовым.
Для создания атмосферы простора и прохлады идеально подходят серые оттенки с синими или голубыми подтонами. Но не переусердствуйте! Слишком яркий подтон может превратить комнату в ледяное царство.
Играя с подтонами, вы можете создать идеальный интерьер и придать своей комнате уникальный характер.
Что важно учитывать при выборе краски для стен
Свет – главный художник в вашем интерьере
Выбор краски – дело тонкое, не стоит опираться на чужой опыт. То, что подходит для одной квартиры, может не сработать в другой. И главная причина – освещение.
Оно сильно влияет на восприятие цвета. Свет из окон, выходящих на разные стороны света, будет создавать разный эффект. Северные окна «охладят» цвет, а южные и восточные — «согреют».
Не забывайте и об искусственном освещении. Чаще всего в жилых помещениях он «теплый», с желтоватым или оранжевым оттенком. Если вы проводите дома большую часть времени вечером, будьте готовы к тому, что стены будут «желтеть». Но это дает вам возможность экспериментировать с более холодными оттенками, которые в других комнатах могут выглядеть «синюшными».
Например, в темной комнате с окнами на север вам может понравиться теплый светло-бежевый или слоновая кость. Вы решили добавить теплоты с помощью желтоватого подтона. Но два похожих оттенка могут иметь разный подтон: у одного легкая «зеленца», а у другого — желто-оранжевый. Выбрав второй вариант, вы рискуете получить розоватую комнату. А первый вариант, с желто-зеленоватым подтоном, может сделать комнату еще более зеленой.
Поэтому, перед покупкой краски, обязательно проведите «тест-драйв» в своей комнате в разное время дня. Так вы убедитесь, что выбранный цвет будет идеально сочетаться с освещением вашего дома.
Цветовой рефлекс
Цвета не существуют изолированно, они взаимодействуют друг с другом. Так возникает эффект цветового рефлекса, когда предметы, расположенные рядом со стеной, «отбрасывают» на нее отсвет своего цвета.
Интенсивность этого отсвета зависит от нескольких факторов:
• Яркость цвета: Чем ярче предмет, тем ярче будет его «тень».
• Поверхность: Глянцевые поверхности отражают свет сильнее, чем матовые.
• Расстояние: Чем ближе предмет к стене, тем сильнее будет его влияние на ее цвет.
Например, ярко-бирюзовые шторы, висящие рядом со стеной, будут «окрашивать» ее в холодный бирюзовый оттенок, особенно в зоне рядом с ними.
Поэтому, при выборе цвета стен, не забывайте об окружающих предметах и их влиянии на восприятие цвета.
Симультанный контраст
Иногда мы видим не тот цвет, который есть на самом деле. Это происходит из-за особенностей нашего зрения и явления, называемого симультанным контрастом.
Когда рядом находятся нейтральный серый и яркий цвет, например, красный, глаз «достраивает» недостающий комплементарный цвет. В случае с красным это зеленый. И вместо серого мы видим голубовато-зеленый оттенок. То же самое происходит с рыжим ламинатом: серый становится синим.
Этот эффект ярче проявляется, когда мы устали или долго смотрим на такое цветовое сочетание.
Качество покрытия
Важен не только сам цвет, но и качество краски. Низкая укрывистость может сделать цвет менее насыщенным, особенно на не идеально ровных поверхностях.
Текстура краски тоже влияет на восприятие цвета. Глянцевая краска дает более яркий и глубокий цвет. Матовая краска может выглядеть более белесой, но при ярком освещении она раскроется во всей красе, в то время как глянцевая поверхность будет отражать свет бликами.