Направления современной архитектуры
Футуризм. Футуризм был представлен в 1909 году с выходом манифеста итальянским писателем и поэтом Ф. Т. Маринетти. В своем манифесте он провозгласил необходимость уничтожения прошлого в пользу культа будущего. Футуристы смотрели на города как на сложные, электрифицированные и механизированные системы, состоящие из гигантских многоэтажных зданий, скоростных дорог, заводов, промышленных предприятий, террас и туннелей, соединенных переходами, галереями и мостами. Их взгляды опережали развитие архитектуры, и многие из идей нашли свое воплощение в последующих стилях. Вместе с тем, футуристы призывали к уничтожению классической архитектуры и радикальному обновлению, видя себя создателями нового мира, свободного от старых рамок и ограничений.
Признаки стиля:
- Металлические, белые, серебряные цвета во внешнем оформлении.
- Обильное использование технических и промышленных элементов в строениях. Архитекторы предлагали использовать автоматические двери, подвижные столы и мебель, роботизированные системы и другие технологические новинки, которые в то время казались фантастическими.
- Эффект движения: максимальная динамичность формы, зрительное впечатление, будто здание застыло во время трансформации или перемещения.
- Космические и фантастические концепции, которые к концу 20 века стали появляться в научно-фантастическом кино. Футуристы представляли себе города-колонии на других планетах, огромные микрорайоны из множества связанных между собой небоскрёбов, компьютеризированные дома — сегодня мы называем их умными, дома-трансформеры, шагающие, висячие, летающие и подводные здания. Взяв за основу идею технического прогресса, они доводили её до гротеска в архитектуре, создавая сюрреалистичные техномиры.
Функционализм. Возникновение функционализма в период с 1910 по 1940 годы связывается с известной школой строительства и художественного конструирования «Баухаус» в Германии, особенно с её директором Вальтером Гропиусом. Он придерживался мнения, что архитектура должна быть ориентирована на функциональность и массовое производство. Важным деятелем этого времени был французский архитектор Ле Корбюзье, автор знаменитой фразы «Дом — это машина для жилья».
Признаки стиля:
- Плоские крыши-террасы вместо традиционной наклонной крыши, увеличивающие эксплуатируемую площадь.
- Столбы-опоры, приподнимающие дом над землёй.
- Ленточные окна, тянущиеся вдоль фасада здания.
- Свободная планировка, позволяющая организовать пространство с большей эффективностью.
- Пандусы вместо лестниц.
- Вариативность фасада. Благодаря установке опор внутри дома плоскость фасада перестаёт быть несущей, так что может быть выполнена из любого материала и иметь любую форму.
Конструктивизм. Советские архитекторы адаптировали идеи функционализма для поддержки концепции пролетарской скромности. Здания конструктивизма находили вдохновение в индустриальной жизни и быте рабочего класса, отражая быстрое развитие промышленного производства. В это время происходило слияние гражданской и промышленной архитектуры, появлялись Дворцы культуры и труда, общественные столовые, общежития и предприятия общественного питания. Архитектурные проекты стремились внушить идею о том, что основой существования каждого человека является его труд на благо общества.
Пионеры этого стиля — такие мастера, как Владимир Татлин, братья Веснины и Илья Голосов. Последний из них реализовал один из ярких образцов конструктивизма в Москве — Дом культуры имени Зуева. Это массивное здание характеризуется обилием окон и стеклянным фасадом, охватывающим круговую башню в центре комплекса.
Признаки стиля:
- Заимствование фабричных элементов: металлические конструкции, балки, лестницы и эскалаторы, прозрачные фасады, широкие дверные проёмы, высокие потолки и открытые внутренние пространства.
- Строгие горизонтальные и вертикальные линии.
- Много свободного пространства внутри зданий.
- Отказ от декора и орнаментов.
- Монолитность и масштабность.
Хай-тек. Этот стиль вырос из активности британской группы архитекторов под названием «Аркигрэм» в 1960-х годах. Их вдохновением послужила научная фантастика, из которой они черпали идеи для своих архитектурных концепций. В числе последователей группы были такие мастера, как Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Жан Нувель и Джозеф Пакстон, которые стали пионерами хай-тека и первыми, кто активно применял передовые технологии в проектировании и реализации идей «Аркигрэм».
Признаки стиля:
- Инновационность, структурированность, максимальное использование технологических достижений.
- Прагматизм в использовании пространства, наполнение помещений согласно их функциям, минимальное использование декоративных элементов.
- Строго организованное распределение мебели и аксессуаров в помещениях.
- Стены из стекла и металлокаркаса.
- Обилие света, просторные помещения.
- Искусственные материалы: пластик, акрил, стеклопластик и полимеры.
- Технические элементы на виду: металлические каркасы, лифты, вентиляционные шахты, эскалаторы, лестницы, трубы, инженерные системы.
- Чёткие простые формы и прямые линии, элементы конструктивизма и кубизма.
- Эффект «вывернутости наизнанку».