От древнеегипетских залов до православных церквей, от храмов и капелл эпохи Ренессанса до улиц современного Мехико, фрески всегда играли огромную роль в нашем познании различных культур и религий. Это одна из древнейших форм искусства, вдохновлявшая художников прошлого и современных мастеров. Познакомимся с историей фрески и наиболее выдающимися образцами этой техники.
Общая характеристика
Происхождение названия этой техники связано с итальянским словом «fresco», что переводится как «свежий». Она представляет собой метод живописи водными красками на влажной штукатурке. При высыхании основы образуется специальный кальцитный слой, который обеспечивает сохранность изображения. Благодаря этому до настоящего времени сохранились образцы фресок возрастом несколько тысячелетий.
Точное место и время возникновения этого искусства неизвестно, однако оно было распространено еще в период Минойской цивилизации, сформировавшейся на острове Крит в III тысячелетии до н. э. Фрески также украшали стены залов в Древнем Египте. Позже данная техника нашла применение в Византии и была привнесена в Киевскую Русь. В период Возрождения в Европе фреска стала особенно популярной.
Техника фреско имеет несколько разновидностей. Наиболее распространенной является «буон фреско», или «чистая фреска», при которой роспись наносится на влажную штукатурку. Противоположностью этой технике является «сухая фреска», или «а секко» (от итальянского «al secco» — «по сухому»), где пигменты наносятся на сухую штукатурку. Этот вид росписи используется там, где требуется более детальная работа или при реставрации буон фресок.
Древнейшие образцы
Самый древний известный нам образец фрески находится в Нехене, Египет, в гробнице 100, которую датируют примерно 3500 – 3200 годами до нашей эры.
В древнеегипетской культуре фрески имели разные функции. Во-первых, они использовались для украшения зданий и памятников. Кроме того, это был способ передачи сообщений потомкам или фиксации важных исторических событий эпохи. Древние египтяне предпочитали метод «а секко», и то, что эти работы сохранились на протяжении пяти тысячелетий, подтверждает их прочность.
Более поздние цивилизации предпочитали метод «чистой фрески», и большинство сохранившихся образцов в Европе относятся к нему.
На острове Крит сохранены многочисленные образцы фресок минойской цивилизации. Интересно, что они демонстрируют сходство с древнеегипетскими росписями, что свидетельствует о культурной связи. Они изображают людей, животных, растения, ритуалы и церемонии, а также абстрактные узоры и геометрические фигуры. В Кноссе фрески украшают потолки, стены и даже полы. Большинство минойских фресок сохранились лишь частично и были реконструированы реставраторами. Но они представляют ценность для археологии как прекрасные иллюстрации богатой минойской культуры.
В Средиземноморье искусство фрески также было распространено у этрусков и древних римлян. В большинстве случаев они изображали повседневную жизнь, бытовые сцены. Великолепные образцы римских буон фресок были обнаружены в Помпеях, веками скрытые под слоем вулканического пепла. Сейчас продолжается работа по изучению и восстановлению этих фресок. Древние византийские фрески можно найти в Малой Азии – в Эфесе, Каппадокии и Антиохии.
Русские фрески
Фреска имела особое значение на Руси и оставалась главным декоративным элементом храмовых интерьеров на протяжении столетий. Искусство было заимствовано у Византии. Тогда же в декоре стен активно использовались мозаики, также пришедшие на Русь из византийской культуры.
Сюжеты русских фресок часто изображали святых православной церкви, ангелов, апостолов и сцены из Библии. Известны работы таких мастеров, как Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.
К сожалению, многие древние русские фрески не дошли до наших дней и были уничтожены во время нашествий на Русь. Более поздние образцы также пострадали в советскую эпоху.
Итальянские фрески
Особую известность эта техника получила благодаря итальянским художникам эпохи Возрождения. Хотя фрески часто использовались в декоре в Средние века, они служили больше образовательным целям, так как изображали сцены из Библии. Поскольку многие люди в то время не знали грамоты, для них это было единственным способом узнать о библейских событиях. Однако впоследствии искусство из просветительского стало декоративным и обрело необычайную утонченность. Хотя основной тематикой по-прежнему была религия, изображения персонажей стали более красочными, проработанными и сложными.
Среди самых известных примеров фресок Ренессанса – конечно, Сикстинская капелла работы Микеланджело. Ее потолок покрывает целый цикл фресок, созданный мастером в течение нескольких лет. Художник использовал технику работы по сырой штукатурке.
Другой известный пример – «Тайная вечеря», написанная Леонардо да Винчи. Но он уже использовал противоположную технику а секко, то есть «по-сухому». Наряду с «Моной Лизой» и «Витрувианским человеком», «Тайная вечеря» считается одной из лучших и самых известных работ да Винчи.
Кроме Микеланджело и да Винчи, в эпоху Возрождения свои знаменитые работы в технике фрески создавали Рафаэль Санти, Фра Анжелико, Джотто, Перуджино и Сандро Боттичелли.
Фреска в XX веке
Хотя со временем искусство фрески пошло на спад, в последующие столетия все еще появлялись выдающиеся произведения. Собственный «Ренессанс» техники произошел в 1920-30-х гг. в Мексике. Свои имена в ней увековечили художники Диего Ривера и Давид Альфаро Сикейрос. Мексиканские фрески часто несли политический и социальный подтекст и былинацелены на объединение населения в рамках Мексиканской революции.Хотя фрески существуют уже несколько тысячелетий и имеют уникальные стили в разных частях света, их посыл не претерпел больших изменений со времен Древнего Египта. Как и тогда, они служат формой выражения и продолжают рассказывать собственные истории, передавая информацию из поколения в поколение.